Без малого два десятка лет знаком я творчеством краснодарского прозаика Василия Вялого и все это время не перестаю открывать все новые и новые грани его таланта рассказчика и повествователя.
Его прозе свойственная та естественность звучания, которой изначально, с первых рукописных опытов, обладают тексты людей литературно одаренных. Она по-своему своеобразна и в некоторой степени оригинальна, ибо, повторяю, многогранна. Не удивительно, что у автора многочисленных рассказов и повестей немало почитателей его творчества, наполненного интересными находками и приемами. Но, главное, это язык, манера художественного письма, располагающего к себе читателя, который незаметно, как бы исподволь, становится соавтором литератора, его единомышленником. В этом, и не только в этом, заключается действенность литературного слова В.Вялого. В этом – его ценность и значимость – что и делает его писателем.
В.Вялый публиковался в коллективных сборниках, местной и центральной прессе. Он автор книг – «Черный квадрат», «Добро пожаловать на мой ночной кошмар», «Букет в интерьере спальни», «Неясыть». И в каждой из них есть своя изюминка, своя находка, свой почерк.
Он пришел в литературу, не имея за плечами специального образования. Его литературным образованием стала каждодневная житейская среда, которая питала богатейшими жизненными знаниями и впечатлениями. В повседневности формировалось и крепло литературное естество прозаика. Увиденное, узнанное, пережитое полнило его творческий багаж, находило осмысление и образное отражение в его книгах. Впрочем, как и у большинства писателей. С «мильоном » терзаний, сомнений и неустанных поисков.
В 1993 - м начинающий прозаик нашел круг единомышленников, объединившихся в творческую организацию «Молодые писатели Кубани». Это потом будут циклы рассказов, повести. А пока - ни опыта, ни уверенности, ни собственного стиля. Помню, молодой прозаик представил тогда на суд своих коллег автобиографический рассказ - «Хорошо драться по субботам». Герои рассказа – молодые парни из далеких 70-х: любящие, в меру выпивающие, увлекающиеся боксом и дискотеками. Это были его первые, робкие шаги в художественную прозу. Со временем первый в его творческой жизни рассказ перерос в повесть с одно именным названием. Через три года автор представил на суд читательской общественности сборник рассказов «Черный квадрат», позже повесть «Добро пожаловать на мой ночной кошмар», в 2001-м г. сборник рассказов «Букет в интерьере спальни», а через год увидела свет повесть «Неясыть».
В 2001 г. Василий Вялый стал Лауреатом всероссийского литературного конкурса «Неизвестные войны ХХ – го века». Его рассказ «Рикошет» был опубликован на страницах «Литературной России». Авторитетный еженедельник обратился с просьбой в местные органы власти поощрить Лауреата конкурса. Однако, обращение это так и осталось «гласом вопиющего в пустыне». Союз российских писателей в лице краевой общественной организации СРП, краевой департамент культуры не сочли нужным отметить талантливого краснодарского прозаика».
«Рикошет» - повествование о судьбе двух родных людей, патриотов, не квасных, а настоящих, - отца и сына, защищавших Родину с оружием в руках. Первый – от немецких захватчиков, второй – от чеченских сепаратистов и их наймитов.
Как бы ни кощунствовали иные литераторы и политики над понятием «патриотизм», как бы ни высмеивали и ни оплевывали его, человек без родины немыслим. Вне родины он выглядит растением, лишенным корней. Автор В. Вялый ни на минуту не забывает, что родом он из глубинной России. Он иронизирует над модным нынче мещанским искательством «родовитости», дворянских «голубых кровей» и всякий раз подчеркивает, что он сам он – казачьего роду – племени, что его малая родина - Пашковская (рассказы …
Обращает на себя внимание вот какая характерная черта творчества писателя Вялого: его проза откровенно лирична. Лирична не только любовно – бытовая проза (повесть «Букет в интерьере спальни», сборник рассказов «Неясыть»), но и социально – нравственная (роман «Пейзаж с видом на кладбище», а также цикл рассказов).
Повести и рассказы В. Вялого – это недавнее прошлое и сегодняшний день его малой родины, страницы истории и теперешние катаклизмы. Впрочем, об этом все его произведения. Его герои философствуют и размышляют, любят и сочувствуют, ищут себя и в себе. Вот почему его рассказы плавно переходят в социально – психологические повести, а те в свою очередь – в романы.
Участие во Втором Всероссийском семинаре молодых поэтов и прозаиков придало В. Вялому уверенности в своих творческих поисках. Секретарь Союза российских писателей, известный прозаик и критик из Санкт- Петербурга Михаил Кураев, отметив литературный дар кубанского прозаика, авторитетно заявил что его проза – это явление в современной литературе. Вскоре В.Вялый был принят в Союз российских писателей. Для человека, занимающегося литературной деятельностью – это действительно событие в его творческой жизни. Правда, с маленькой, но весьма существенной, поправкой: вступление – это всего лишь моральная поддержка коллег по литературному цеху, признание профессионализма автора. Членство в Союзе не дает больших возможностей для творческой работы. И ни в коем разе не означает легкого пути в литературе. Особенно сегодня, с учетом весьма странных метаморфоз, происходящих не только в писательских Союзах, съедающих себя изнутри, но и в культуре в целом. Но самое главное – это полное безразличие местных органов власти к судьбе, как самих Союзов, так и писателей. Помнится, год назад, Владимир Путин, говоря о современной литературе, задал риторический вопрос: кого можно считать писателем? Человеку, далекому от литературного ремесла, трудно ответить на него, хотя ответ лежит на поверхности. Писателем можно считать того, кто создает художественные произведения, кто владеет литературным языком. Словом, кто работает на профессиональном уровне. Писатель – это не только призвание, но и профессия. Каждодневный труд. Неустанная работа над словом. А еще - когда писатель верен своим убеждениям. Когда он – личность. В произведениях В.Вялого вы не найдете пресловутой конъюнктуры, заигрывания с власть предержащими, угодничества и подхалимажа. Все это чуждо его натуре. Самое страшное, самое мерзкое для писателя, по его мнению, это приспособленчество в литературе. Впрочем, в жизни тоже. Писатели - шелкоперы всегда приветствовались и всячески поощрялись властью. Вот почему собственная позиция в искусстве, твердая уверенность в том, что ты создаешь и на какие лишения себя обрекаешь – дорогого стоят. Василий Вялый не понаслышке знает, что такое иметь собственное «я», отстаивать его и идти в литературе своим путем. Наверное, поэтому ни одно из его художественных произведений, будь то малая форма, или большая, так и не вошли в «Библиотеку кубанской литературы». Вошли, кто угодно, но только не В.Вялый. Нет там и тех, кто пришелся «не ко двору» так называемым генералам от литературы. По собственной воле наделивших себя правом казнить и миловать. Произведения В. Вялого заняли бы свое достойное место в Библиотеке» Увы! «Недоглядело» Правление Союза российских писателей, члены которого (и приближенные к ним) заявили о себе, любимых, в первых томах многотомного издания. Впрочем, как всегда! Вот вам и литературное братство! Прошел слух, якобы редакторы «Библиотеки» решили опубликовать прозаика В.Вялого и других «пропущенных» писателей в последнем томе, представляющем «экспериментальную литературу». Правда, хотение это все еще под большим вопросом. К тому же, непонятно, в чем лирическая проза В.Вялого экспериментальна? Да, в ней хватает новизны, некоего новаторства, но никак не эксперимента. Но вот незадача. Кому-то из собратьев по перу независимый во взглядах, равно как и в творчестве, прозаик не угодил. Только и всего. Но и это еще не все. Для доморощенных дельцов от литературы экспериментальным считается и сатирический жанр. Неужто, на Кубани сатира все еще под запретом?! Видимо, «Библиотека» формируется по принципу «кто не успел, тот опоздал».
В произведениях В.Вялого поднимается целый пласт народной жизни нескольких поколений, начиная людьми казачьего сословия (рассказы… ), интеллигенции из народа и заканчивая вернувшимися из мест не столь отдаленных (рассказ «Два билета на концерт»). Судьба отдельного «простого» человека, втянутого в коловорот событий кровавого 20-го века, складывалась не только из трагических или счастливых случайностей, но и из того, каким он в эти «случайности» входит. Из его характера, из тех земных корней и соков, что составляют его духовный, нравственный стержень, позволяющий личности остаться человеком в любых ситуациях.
Читая его произведения, невольно ловишь себя на мысли, что автор ни в коем разе не перестраивается на новый лад (особенно сегодня, во времена не только полной свободы слова, но и полной вседозволенности в любом виде художественного творчества). Чтобы так писать, так чувствовать время и своих героев, нужно, во-первых, уродиться литературно одаренным, а во-вторых, писать не ради стилистических красот и недолгой славы, а ради самого назначения литературы.
Рукописям В.Вялого приходится (не хочется говорить суждено) лежать в издательствах. Новым хозяевам коммерческих издательств оказалась нужна не литература, а скорые и легкие деньги, которые несет с собой пена эротико-детективных книг и их доморощенных подражателей.
Многие писатели нынче пребывают в творческом упадке. Собственные литературные бдения кажутся им бесполезными, невостребованными и чуть ли не лишними в этой житейской кутерьме. Для художника – уныние вкупе с апатией – тревожный симптом. К счастью, В. Вялого сия печальная участь миновала. Он спокойно идет по жизни вместе с любимыми героями своих произведений, ищет новые сюжеты, шлифует и оттачивает старые, активно общается с литературным Интернет - сообществом, памятуя о том, что каждый должен заниматься своим делом: кто- то писать, а кто- то - читать.
Пережить кризис ему помогает надежда на лучшие, литературные, времена и работа. Недавно писатель закончил рукопись социального – психологического романа «Пейзаж с видом на кладбище» (Кладбищенский роман).
Валерий Кузнецов,
Член Союза российских писателей